Увеличение ресурса параплана с помощью проитки.

О пропитке крыльев для восстановления герметичности.

-----------


  Стойкость ткани зависит от многих причин, не только от марки ткани и её цвета. Быстрее всего пропитка разрушается на верхней части крыла, в первой трети, потому что там ткань наиболее нагружена подъемной силой.
  Для оценки состояния пропитки раньше использовали свои легкие, считалось, что если ртом ткань не дуется, то параплан ещё пригоден для полетов. Потом появились порозиметры, механические приборы, которые позволили сравнить продуваемость разных крыльев, создавая одинаковые условия проверки.

 Расчетный наибольший перепад давлений (считаем, что подъемную силу создает только верхняя обшивка) и проверка соответствия порозиметра:
-нагрузка на крыло около 3 кг/кв.м.
-умножим ее на перегрузку 6, и еще на 2, на всякий случай, т.к. во вращении одна консоль может быть сложена.
- также умножим еще на 3, т.к. вся нагрузка сосредоточена на первой трети профиля.
- Получается 108 кг/кв.м, это около 0,01 атм (кг/см2). В "попугаях" это соответствует нагрузке в 0,5кг на площадь сечения трубки порозиметра диаметром 8см. Это близко к имеющимся приборам, то есть, они продувают ткань с перепадом давления, соответствующему наибольшему эксплуатационному.

  Продуваемая ткань верхней обшивки приводит к снижению подъемной силы, к отрыву потока на меньших углах атаки, и к раннему развитию срыва потока.

 Конечно, в обычных полетах перепад давления значительно меньше, поэтому есть некоторая опасность-- изношенное крыло "ртом не дуется", подымается и летает вроде бы хорошо, но при сложении, например, может неожиданно сорваться раньше, чем предполагает пилот. Если при срыве потока давление внутри изношенного крыла окажется недостаточным, срыв станет устойчивым.
 Признаки критического состояния ткани-затрудненный подъем на старте и раннее парашутирование при затягивании клевант.  Такому состоянию ткани соответствует время наполнения камеры порозиметра 1,5..3 сек. (Использовался прибор, изготовленный Константином Кузьменко из Новороссийска, за что ему благодарность).  При этом ртом ткань ещё не дуется и руками не рвется.
 Для продления ресурса было решено попробовать пропитать крыло акриловым лаком. Был выбран матовый прозрачный лак "Kudo", в баллончике-распылителе. Надпись на баллоне обещает эластичность и высокую стойкость к УФ излучению, лак предназначен для наружных работ.
  Для этого крыло было вывешено вдоль размаха на веревку, протянутую в квартире (лак почти без запаха).

Верхняя оболочка крыла была пропитана тремя слоями, каждый слой после высыхания предыдущего: двумя слоями изнутри через воздухозаборник, на длину руки, и одним - снаружи, на том же расстоянии от передней кромки. На пропитку тремя слоями ушло 3 баллончика лака.

 В итоге: продувание тем же порозиметром в разных местах на крыле показало существенный прирост герметичности: более 40 секунд при трех замерах.
 Внешний вид крыла остался прежним: пропитка заметна только изнутри на изломах ткани. Остается проверить, долго ли она продержится-впрочем, за пару часов работы и 500 рублей потраченных на лак, даже 15..20 добавочных летных часов будут подарком.









    ---------------------------------------------------------------------------------------

  • parakub.d-n-t.ru
  • Удачных полетов!
    Вопросы и предложения